Высокая стрессоустойчивость – одно из качеств, подтверждающих личную и профессиональную состоятельность взрослого человека. Но только если это действительно устойчивость, а не выработанная способность сдерживать эмоции, потому что даже очень хорошо замаскированный внешне стресс не проходит бесследно для организма. Важно, что восприимчивость к стрессам уходит корнями в самое раннее детство, когда вполне невинные, казалось бы, слова и действия могут оказать колоссальное влияние на всю дальнейшую жизнь. Поэтому для того, чтобы ребенок был успешен во взрослой жизни, родителям, помимо всего прочего, необходимо приложить усилия к формированию его стрессоустойчивости. 

 Детский стресс – проблема не надуманная.

Из-за бурного ритма современной жизни и обилия информации, которая обрушивается на ребенка, часто детская психика оказывается перегруженной. Современные дети гораздо более подвержены стрессу, чем когда-то в своё время их родители, так как изменился подход к вопросу детского воспитания. Обязательным является участие ребенка во всевозможных развивающих программах и посещение им курсов. Также стали общедоступны такие источники информации как, например, телевидение и Интернет, контакт с которыми сложно контролировать родителям. Ко всему этому прибавляются традиционные ситуации: выход мамы из декретного отпуска на работу, начало посещения детского сада, школы и т.д. У детей разного возраста преобладают разные причины возникновения стресса, но, как правило,  природа их появления – одна. Это искусственное увеличение объема новой информации и изменение привычного хода жизни непонятным для ребенка нововведением. Зачастую для взрослого человека подобная детская проблема кажется абсолютно несущественной, но в это же время для ребенка она может являться катастрофой.

     Специалисты утверждают, что психологический комфорт в детстве важен не только для здорового эмоционального развития человека, но и для его физического благополучия. Стресс имеет серьёзные долгосрочные последствия на организм, особенно в уязвимый период развития, то есть в детстве и юности, так как ослабляет практически все его функции. В первую очередь страдают нервная и эндокринная системы. Часто со стрессом, перенесённым в детстве, связывают проявившиеся у взрослого психосоматические заболевания, такие как гипертоническая болезнь и язва.

Как понять, что у ребенка стресс

Для того чтобы родители могли отличить стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка, специалисты выделяют три основных отличительных признака:

• Необычное поведение в течение длительного времени (от недели до месяца);
• Несоответствие особенностей поведения возрасту;
• Интенсивность и продолжительность реакции (ребенок посмотрел какой-нибудь фантастический фильм и от страха не может заснуть или плачет во сне).

Если родители подозревают, что стресс у ребенка имеет место быть, необходимо постараться выяснить причину. Это сделать не просто, так как дети, особенно младшего возраста, не могут объяснить словами что их беспокоит. В помощь родителям существует перечень наиболее распространённых причин соответствующих возрастным категориям.

От 0 до 2-х лет
Симптомы: неожиданное и резкое нарушение сна, нарушение аппетита, вплоть до отказа от еды, повышенная возбудимость.
Причины: стресс может быть вызван болезнью, необходимостью прекращения грудного вскармливания, посещением врача, разлукой с мамой. Также дети в раннем детском и грудном возрасте очень чувствительны к стрессу, который переживают родители.

От 2-х до 5-ти лет
Симптомы: гиперактивное поведение (если появляется внезапно), резкие смены настроения, плаксивость,  учащенные моргания, либо другие резкие и частые движения мимической мускулатуры.
Причины: выход мамы на работу после декретного отпуска, начало посещения детского сада, посещение врача, парикмахера (когда чужие, даже для родителей, люди прикасаются к ребенку). Поездки в отпуск, точнее сама дорога или перелёт.

От 5-ти до 10 лет (младший школьный возраст)
Симптомы: заикание, энурез, головные боли, колебания артериального давления, возможно, необъяснимая рвота. Снижается успеваемость. Ребенок может замкнуться в себе и отказаться от общения со сверстниками. Также у ребенка повышается тревога за своё здоровье, и несущественные причины, будь то порезанный палец или лёгкий ушиб, могут вызвать панический страх за себя.
Причины: источником стресса может являться школа, друзья, сверстники,  неудачи в учебном процессе, конфликты с учителями, конкуренция и низкие оценки.

От 10 до 15 лет (старший школьный возраст)
Симптомы: симптомы практически ничем не отличаются от симптомов у взрослого человека, только ярче и интенсивней. В первую очередь это  проблемы с концентрацией внимания и запоминанием, усталость, нарушение сна, колебания настроения, беспокойство, замкнутость и отчуждённость, нарушение аппетита. Слишком выраженная забота о своей внешности, как это ни странно, тоже может быть связана со стрессом в этом возрасте.
Причины:  стресс обуславливается гормональной перестройкой организма, половым взрослением, подготовкой к вступлению во взрослую жизнь (определение профессии, выбор института). Дети в этом возрасте начинают бояться не оправдать надежды родных. Ну и конечно неудачи в личной жизни, безответные влюбленности.

Лечим стресс любовью и вниманием     Также причиной детского стресса в любом возрасте может быть какое-то крупное семейное событие, будь то развод родителей, переезд или даже рождение второго ребенка.


Лечим стресс любовью и вниманием

     Многие дети переносят стресс настолько тяжело, что замыкаются в себе, отгораживаются от окружающих. Родителям нужно деликатно выяснить что произошло. Не обязательно это делать напрямую, можно воспользоваться игрой. Понаблюдать, что ребенок изображает на рисунках,  какие краски использует, о чём разговаривает со своими игрушками, как строит игру. Если ребенок совсем маленький, то нужно постараться отвлечь его внимание от причины стресса, заменить эмоцию  более яркой положительной. Быть с ним ласковым и чутким. Лучшее лекарство в этом случае – родительская любовь. С детьми постарше можно разобрать ситуацию на составляющие, подсказать необходимое поведение и совместно сформировать решение.
Самое главное, когда ребенок находится в стрессе, родители не должны предъявлять ему непосильных требований. Ни в коем случае нельзя говорить: «Возьми себя в руки, ты должен быть сильным». Это приводит только к тому, что ребенок чувствует себя виноватым за то, что попал в такую ситуацию. Важно разрушить это убеждение, и дать понять, что родители любят его, что бы с ним не случилось.
Можно поделиться с ребенком своими детскими воспоминаниями, рассказать какие схожие обстоятельства возникали и какой выход был найден. Это поможет ребенку успокоиться и понять, что его собственные переживания естественны и нормальны.
Если же родители понимают, что решить проблему своего малыша им не удаётся, то не стоит пренебрегать помощью специалиста.


Стрессопрофилактика

     Часто можно увидеть на улице или в торговом центре такую картину: уставшая мама громко говорит своему рыдающему ребенку: «Если ты не прекратишь, я отдам тебя вон тому дяде» или «Ну и оставайся здесь, я пошла домой». С одной стороны, маму можно понять, ей больше всего на свете хочется срочно успокоить ребенка. Но с другой - для малыша эти слова настоящая катастрофа, которая вполне способна вызвать глубокий детский стресс со всеми последствиями. Родителям нельзя забывать, что всё ими сказанное для ребенка имеет совершенно конкретное значение. И фраза, которая взрослому покажется невинной шуткой, может сильно покалечить психику ребенка.
Если говорить о предотвращении стрессов ещё в грудном возрасте, то здесь большое значение играет период грудного вскармливания. Специалисты рекомендуют, если нет противопоказаний, продолжать кормление до 2-х летнего возраста.
Кроме этого,  грудной ребенок очень чувствителен к маминой интонации и мимике. Также важны тактильные  контакты: маленького ребенка нужно как можно чаще обнимать, гладить, брать на руки, прижимать к себе.
К такому неприятному, но необходимому процессу как временное расставание с мамой, малыша можно готовить с помощью игры в прятки. Для начала закрывая и открывая ладонями лицо и позже исчезая и появляясь в его поле видимости. У ребенка вырабатывается понимание, что папа и мама всегда возвращаются, и что они всегда где-то рядом, просто спрятались.
Также, вопреки бабушкиным советам, на плач и крик грудного ребенка необходимо реагировать всегда. Потому что это единственный доступный для ребенка способ сообщить о возникших ощущениях.

     Для детей постарше сформировать устойчивость к стрессу помогает правильная организация режима дня. Частой ошибкой современных родителей является желание записать ребенка сразу во все существующие кружки и секции, составить плотный график занятости и таким образом привить жажду знаний и стремление к постоянному развитию. Намерения благие, но подход в корне не верный. Режим дня ребенка должен быть рациональным, с разумным планированием смены учёбы и отдыха, нагрузок физических и интеллектуальных. А для хорошей усвояемости информации, ребенку нужен отдых. Причём как полноценно активный, так и пассивный.
• Ребенок в 2-3 года должен спать не менее 14 часов в сутки, включая ночной сон;
• 4-5 лет – 13 часов в сутки;
• Первокласснику в 6-7 лет  необходимо 12 часов сна в сутки, что сейчас редкость.
Тогда мозг получает передышку, и нервная система функционирует нормально.
Как источник детского стресса можно и нужно отметить телевизор. Очень важно для родителей контролировать то, какую информацию ребенок получает через телеэкран. Современные средства массовой информации совершенно не рассчитаны на подрастающее поколение. Везде в любое время дня могут употребляться нецензурные выражения, демонстрироваться насилие и кровь. Стресс, полученный от телевидения, не может сделать ребенка сильнее, зато может приучить его к виду боли и крови, сделать равнодушным и жестоким. Кроме этого, фильмы, в которых герой падает с 10-ти этажного здания и остаётся жив здоров – деформируют детское представление о реальности. То же самое касается и компьютерных игр, где существует 5 жизней и функция «Сохранить».


Уберечь ребенка от всех стрессовых ситуаций, конечно невозможно. Но помочь ему преодолеть беспокойство и научить воспринимать происходящее с наименьшим риском для здоровья – вполне по силам. Для этого родителям необходимо с пониманием и уважением относиться к чувствам ребенка, интересоваться его жизнью и принимать непосредственное участие в познании этого огромного сложного мира.


Ольга Гладких, врач-невролог Детской городской клинической больницы № 9:

     - Так как большинство детских стрессов имеет корни в семье, то стоит проанализировать  выбранную модель воспитания  на предмет наличия в ней достаточного количества любви. Задача родителей не оставлять детей наедине с проблемами, а научить решать их. Если родители искренне протягивают своему малышу руку помощи, демонстрируют свою поддержку и заинтересованность, то стресс не станет проблемой.

 

Вход для сотрудников